Бывает вертолёты и сами летают

Борис Кириллов
В лётном училище  нам инструкторы показывали, возможности вертолёта МИ-8, во время обучения они нам говорили:
- Не мешайте вертолёту, он сам летает, летчик нужен для того, чтобы подсказать, куда вертолёту надо лететь.
До весны 1987 года, я к этим высказываниям относился с сарказмом. В ту весну я понял, что наши инструктора были правы. Конструкторы этого вертолёта заложили в него такие параметры, что он мог летать без экипажа. В эту весну так и получилось.

Шли плановые полёты.  Готовили экипажи уезжающие по замене в Афганистан (план Эстафета). Экипажи выполняли полёты на полигон. Там командир должен был стрелять НАРС (неуправляемыми авиационными ракетными снарядами), а борттехник должен был поразить цели из носового пулемета.  К пулемёту был приделан брезентовый мешок, куда попадали стреляные гильзы. Так они шли в ленте,  но иногда выскакивали из неё. Для того, чтобы гильза не попала в управление вертолёта был и предназначен этот мешок.

Экипаж одного из вертолётов отстрелялся на полигоне и возвращался на свой аэродром. Это у них был крайний вылет, на этих полётах. Через два дня экипажу предстоял очередной отпуск. Они договорились все вместе, с семьями съездить в санаторий. Об этом они и разговаривали перед подходом к полосе. Войдя в круг полётов, командир экипажа доложил Р.П. (руководителю полётов).
- «Сфера» 415 вход к третьему развороту.
РП разрешил вход вертолёта к третьему развороту. Командир экипажа как положено по инструкции вошёл в круг, стал запрашивать посадку на аэродроме.
- 415 му посадку для заруливания.
РП разрешил посадку и указал, на какую полосу должен был сесть вертолёт. Командир вертолёта стал сажать вертолёт. При посадке вертолёта ему приходилось увеличивать мощность двигателя, для этого ему надо было подымать рычаг «шаг - газа». При поднятии рычага «шаг-газ» вертолёт стремился повернуться вправо. Для компенсации этого момента, лётчику надо было дать правую педаль. Всегда это делалось синхронно. В этот раз  лётчик всё сделал, как положено, синхронно поднял «шаг-газ» дал правую педаль. Нога почувствовала, что ход педали слишком мал.

Вертолёт стало разворачивать вправо. Лётчик чуть уменьшил ручку «шаг- газа». Дал левую педаль вертолёт слушался управления. Он попробовал дать правую педаль с усилием, педаль немного поддалась. Точку посадки вертолёт пролетел, командиру экипажа пришлось запрашивать РП второй заход.
- «Сфера»415 уход на второй круг.
- 415 уход на второй разрешил.
После разрешения, вертолёт опять по кругу полетел заходить на посадку. Перед ним на посадку впереди заходили четыре борта. Экипаж стал заходить на четвертый разворот, чтобы зайти на посадку. С этого разворота лётчик рассчитывает посадку в определенной точке полосы аэродрома.  Командир экипажа доложил РП.
- 415 посадку для заруливания.
РП опять указал место посадки. Командир стал сажать вертолёт. Переводя вертолёт на увеличение мощности, он опять стал интенсивно подымать ручку «шаг-газ» и давать правую педаль, при этом ручкой управления дал чуть вперед. Вертолет стал понемногу снижаться. Перед самой землёй надо было ещё увеличить мощность двигателя поднять «шаг-газ» и дать правую педаль. Лётчик стал выполнять эти действия, но правая педаль дальше не шла. Вертолёт стало разворачивать вправо. Эти действия надо было срочно парировать. Хода педали не хватало, если промедлить вертолёт начнет разворачивать вправо с поднятием носа и опусканием хвоста. Это могло привести к беспорядочному вращению и крушению вертолёта.  Пилот в этой ситуации взял ручку управления на себя и влево. Вертолёт опять пошёл с набором высоты.

Командир экипажа доложил РП.
-  «Сфера» 415 при выполнении посадки не хватает хода правой педали. Ухожу на новый заход.
- 415 го понял, при заходе проверьте ещё раз ход педалей, доложите о принятии вашего решения на посадку.
Во время полёта до четвертого разворота, командир и правый лётчик пытались вдвоем увеличить ход правой педали. Увы, ничего не получалось, хода правой педали не хватало.
Ещё один раз пробовать заходить на посадку и рисковать жизнью экипажа командиру не хотелось. Он решил сообщить об этом РП.
- « Сфера» 415 правая педаль не позволяет совершить посадку. Принял решение набрать высоту, уйти вертолётом в зону покидания. Экипажу покинуть вертолёт.
- 415 му,"Сфера" решение ваше принял, разрешил экипажу покинуть вертолёт в зоне покидания.
Командир продублировал разрешение покидания вертолёта. Стал набирать высоту восемьсот метров, для прыжка с парашютом это было достаточно. Как только вертолёт набрал эту высоту, командир в эфир передал:
-Экипажу покинуть вертолёт!
Первым, скинув блистер (дверь кабины экипажа) выпрыгнул с парашютом правый летчик.
С грузовой кабины по СПУ (самолётное переговорное устройство) поступил доклад борттехника:
- К покиданию готов!
- Прыгай!
Приказал командир. В зеркало внизу он увидал два удаляющихся маленьких стабилизирующих парашюта. Командир ручкой управления перенес нагрузку вправо и вперед. Вертолет стал понемногу отклоняться в правую сторону, командир сбросил блистер, отсоединил шлемофон, отстегнул привязные ремни и выбросился головой вниз из вертолёта. После того как купол раскрылся, командир посмотрел вверх на удаляющийся вертолёт.

Вертолёт спокойно улетал от него. Лётчику не верилось, что за управлением вертолёта никого не было. Снизу казалось, что вертолётом кто-то управлял. Земля приближалась, надо было готовиться к встрече с ней. Командир соединил ноги вместе, развернулся против ветра, на прямых ногах встретил землю. После приземления он погасил парашют. К нему уже бежали спасатели. Они помогли ему снять парашют. Фельдшер спросил о его самочувствии. После парашют и летчика загрузили в дежурную машину. Там уже сидели правый лётчик и борттехник.  Машина поехала на КДП (командно диспетчерский пункт).

В это время за вертолётом наблюдали и сопровождали с другого вертолёта. РП приказал подняться другому экипажу и быть  готовым расстрелять вертолёт НАРС, если он будет приближаться к населенному пункту. Вертолёт без экипажа начал понемногу заворачивать вправо. Все его манёвры дублировал и передавал РП вертолёт, который его сопровождал. Этот вертолёт был полностью заправлен и заряжен. Его задача была не допустить вертолет к населённому пункту. Вертолёт без экипажа стал отклоняться в расположение гарнизона лётчиков. Причём он стал понемногу снижаться. Командир экипажа сопровождающего вертолёта доложил об этом РП.  На КДП собрался весь руководящий состав вертолётного полка.  РП запросил командира сопровождающего вертолёта.
- «Сфера» 301 му, сообщите удаление вертолёта от гарнизона и его курс.
- 301 вертолёт идет с курсом на гарнизон удаление пятнадцать километров.
На КДП мнение разделилось, некоторые предлагали уничтожить вертолёт сразу. Увы, обломки могли упасть на Транссибирскую магистраль. Вертолёт шёл строго по ней. Приняли решение, как только вертолёт отойдёт от железной дороги, его расстрелять из НАРС.
 
Это решение озвучил РП в эфире:
- «Сфера» 301му, как только вертолёт удалиться от железной дороги уничтожить его НАРС.
- 301 понял, как только вертолёт отклонится от железной дороги, его уничтожить НАРС.
Через несколько минут прошёл доклад:
- 301 «Сфере», вертолёт делает противозенитный манёвр, меняет высоту и направление полета. Прицелиться не могу, вертолёт отклоняется от гарнизона. Вошёл в правый разворот. Уходит от гарнизона.
- «Сфера» 301 му,  продолжайте наблюдение.
РП повернулся к командиру полка и сказал:
- Товарищ командир такое ощущение, что вертолётом управляют.
- Да, вы правы, мне тоже так показалось. Помощник позовите сюда экипаж.
Сказал командир полка.
Помощник привёл на КДП экипаж вертолёта. Экипаж построился перед командиром полка. Командир спросил:
- Кто ещё с вами летал на полигон?
Ответил командир экипажа:
- Товарищ командир, кроме членов моего экипажа в вертолёте никого не было.
Как бы против этого заявления в эфир раздался голос командира экипажа сопровождающего вертолёта.
- « Сфера» 301 му вертолёт со снижением идёт на посадку, выбрал поляну и заходит на неё. Хотя чуть перелетает, всё посадку произвёл, рубит ближайшие деревья. Передаю координаты, высылайте смотровую группу.
- 301 «Сфера» посмотрите, есть ли кто в вертолёте.
Сказал РП.

Командир полка повернулся к лётчикам и сказал:
- Теперь вы тоже будете утверждать, что в вертолёте никого не было?
За всех ответил командир экипажа.
- Да, я утверждаю, что кроме трёх членов экипажа в вертолёте никого не было.
В это время из эфира донеслось.
- «Сфера» я 301 обследовали вертолёт в кабине пусто, двигатели выключили. Ущерб от посадки вертолета минимальный. Нет двух блистеров. Придётся заменить комплект лопастей. Так вертолёт выглядит исправным.
- Вас понял 301, к вам вылетает группа инженерного состава и охрана. Там есть место для посадки.
- 301 место для посадки есть, ждем.
Дав указание для личного состава, командир полка повернулся к экипажу вертолёта, сказал:
- Прошу прощения за то, что не поверил вам. Ваш экипаж сделал всё, чтобы сохранить машину. У вас была безвыходная ситуация вы правильно сделали. Я объявляю вам благодарность.
- Служим Советскому Союзу.
Ответил экипаж.
Командир пожал всем руки. а потом сказал:
- Напишите все рапорта, как это всё произошло. Вы свободны.
Экипаж, отдав честь, повернулись и вышли с КДП.

В это время группа инженеров и техников обследовала вертолёт. Нашли в правой педали гильзу от пулемета. Она попала в прорезь, по которой двигалась педаль. Её можно было заметить, только сняв правую педаль. Вывалившись из дырки в мешке, гильза закатилась в прорезь, встав в прорезе, не давала ходу правой педали.

Перед тем как выпрыгнуть из вертолёта, командир экипажа зафиксировал ручку управления чуть вправо и вперед. Вертолёт с малым креном продолжал лететь и снижаться, до тех пор на этом режиме, пока у него не кончился керосин. Всем очень повезло, что на пути вертолёта попалось поле. Вот туда вертолёт и сел. Чуть задев лопастями деревья. Заправив вертолёт и поменяв у него комплект лопастей и блистера, другой экипаж, перегнал вертолёт своим ходом на аэродром. После этого случая командир полка на разборах полётов говорил:
- Вертолёты и без лётчиков могут летать. Вы им нужны для того, чтобы показать, куда надо садиться. Вы сами это видали.

Вот такая история, я сам был свидетелем этого случая, видал тот экипаж и геройский вертолёт. Который летал самостоятельно, без экипажа.

На фото вертолёт МИ-8МТВ на висение. фото взято google